Что такое учет? Это страшное слово, особенно для людей, которые должны его вести по работе! Да, на работе это регламентировано кучей бумажек, которых человек должен придерживаться, чтобы все сделать верно. И постоянно следить, чтобы все действия им соответствовали! Жуть какая! Однако это учет, регламентированный государственными документами. Но сегодня речь пойдет о том, как вести учет личных финансов.
В вашем доме государство — это ВЫ! Никаких страшных санкций за небольшие ошибки в его ведение не предусмотрено (скорее наоборот можно остаться без денег, если его не вести совсем). Строгие (или не такие уж и строгие) правила придумываем себе мы сами и перед собой же отвечаем, поэтому процесс можно превратить в игру!! Я лишь предлагаю варианты и даю советы, основываясь на личном опыте.
Например, как за любую работу предлагаю установить себе зарплату. Каждый вечер после внесения трат можете заплатить себе 10/50/100 рублей, в зависимости от финансовых возможностей и силы мотивации, а в конце месяца со свободной душой потратить эти деньги на какую-нибудь «хотелку». И волки сыты, и овцы целы!
Как вести учет личных финансов?
Для начала необходимо составить таблицу, в которой наши траты и будут записываться. Можно это делать в тетради, электронной таблице или специализированной программе (в зависимости от того, каким вам удобнее это делать). Я это делал в Excel, тут особых знаний не надо, и легко подытожить результаты. Рекомендую разделить траты по статьям. Для начала выделите статьи, повторяющиеся из месяца в месяц, и без которых ну просто никуда:
- коммунальные платежи;
- кредиты;
- питание;
- транспортные расходы;
- хозяйственные расходы;
- интернет и сотовая связь.
Затем статьи, которые варьируются:
- подарки
- одежда
- учеба
- развлечения
- медицина
- животные
- резервы
- и так далее
Возможно у вас будет больше статей или они будут носить другие наименования. Все зависит от структуры ваших трат. Может у вас нет домашних животных, а кто-то наоборот привык ежемесячно тратить на любимого котика половину бюджета. Или вы привыкли ежемесячно обновлять свой гардероб, а кто-то уже его сформировал и ужасно не любит ходить по магазинам одежды. У кого-то есть дети, а кто-то тратит все свободные деньги на свое хобби. В общем, подумайте какие траты у вас есть и объедините их в группы.
Не делайте слишком много статей, поскольку каждый день дробить траты утомит вас. Хотя, если вы никогда не вели учет первые месяцы будет полезно записывать сколько и на что именно вы потратили. Например, в графе «Питание» можно выделить следующие разделы:
- питание на работе (если вы ходите в кафе или питаетесь в столовой, а так же постоянно чаевничаете с коллегами);
- питание дома (эту графу при необходимости тоже можно разделить на несколько статей, но это уже позже) ;
- перекусы (всякие батончики, соки, мороженки, конфетки и прочее, что вы покупаете просто от того, что «захотелось», не рассчитали по времени прогулку и ребенок запросил покушать, и так далее)
Такое деление в дальнейшем при анализе поможет выявить возможные резервы для рационализации трат. Так же это будет не лишним при изменении структуры расходов (рождение ребенка, появление затратного хобби, машины, смена работы и так далее). Согласитесь, что кроме трат у всех есть источники доходов. Это самое приятное!
Здесь тоже необходимо составить таблицу. Думаю, вы удивитесь, когда проанализируете откуда у вас есть поступления денег, поскольку как правило на вскидку, многие думаю, что имеют только зарплату, однако на поверку оказывается, что источников гораздо больше:
- пособия;
- пенсии;
- алименты;
- подработки;
- заработок от хобби (последнее время у многих рукодельниц и рукодельников появилась эта статья дохода);
- налоговые вычеты;
- арендные платежи от сдачи квартиры;
- проценты по депозитам;
- дивиденды по акциям;
- помощь от родственников (часто бабушки и дедушки помогают растить внуков, или наоборот дети обеспечивают своих родителей);
- авторские вознаграждения;
- компенсация по платежам (например, за детский сад или коммунальные платежи);
- призы;
- и так далее.
Вот в принципе и все. Теперь вы знаете как вести учет личных финансов, благодаря чему вы можете увидеть реальную финансовую картину. Предлагаю взять волю в кулак на пару месяцев и вести учет, определив для себя награду в конце каждого месяца, которую вы получите плюсом к главной цели нашего пути: получение финансовой независимости! Каждый раз, когда вечером будет приходить лень, и вы начнете искать причины не вести учет, вспоминайте о том, куда мы придем в конце пути, и гоните ее подальше! Поверьте, это стоит того!!
P.S.: если вы считаете, что знаете куда уходят деньги, проверьте себя — начните вести учет личных финансов! Уверяю вас, что-нибудь интересное вы точно выясните!!
P.P.S.: для тех, кто получает зарплату не дважды в месяц, а посменно или раз в неделю, рекомендую особенно тщательно подойти к учету доходов. Очень часто оказывается, что люди получают гораздо больше, чем они думали.
P.P.P.S.: и напоследок, один удивительный факт: есть семьи в которых расходы оказываются больше доходов! Вот вам и чудеса домашней экономики!