![Сожаление о прошлом](https://vekdeneg.ru/wp-content/uploads/2020/06/sozhalenie.jpg)
Сожаление о прошлом убивает вас
Как, каким образом принимается решение? Очень просто: сознанием, мыслями в первую очередь. Как научить себя правильно мыслить, читайте в статье «Позитивное мышление — позитивная психология». В этой мы поговорим об одной из основных «ловушек», в которую попадает наше сознание – сожаление о прошлом. Это как канава вдоль дороги.
Большинство людей так и остаются в этой канаве, сами не подозревая об этом.
Что же это за ловушка и как из нее выбраться?
Ловушка под названием «Вы должны были…», часто – «Я должен был…», т.е. сожаление о прошлом, о том, что уже нельзя исправить.
Содержание:
Как и почему это работает, и кому это выгодно?
В темах личностного роста часто фигурируют такие понятия, как «хозяин» и «жертва».
«Жертва» — всегда ищет оправдание и виноватых в своей беспомощности, «хозяин» — действует, анализирует, корректирует свои действия, никого не обвиняет, даже себя, постоянно идет вперед.
Проблема заключается в том, что человек зачастую не отслеживает, кто он в данный момент: «хозяин» или «жертва».
Как обрести навык отслеживать не только свои поступки, а в первую очередь – слова и мысли, — об этом и поговорим далее.
Как и когда человек научился сожалеть о прошлом, что было, и о том, что уже не изменить?
Не буду оригинальничать, сразу скажу: начинается всё в детстве. Каким образом? С мелочей, конечно. Все привычки вырабатываются с мелочей.
- «Ты должен был гулять так, чтобы вся одежда осталась чистой», — готово, ребенок уже думает не о действии и творчестве, а о том, как он выглядит в глазах окружающих.
- «Ты должен был вести себя так же прилично, как Маша, посмотри, какая она молодец!», — опять готово, фиксация на недостатках, да еще с элементом сравнения в худшую сторону.
- Когда мои старшие дети учились в школе, на уроках пения ставили оценки. Выводили перед всем классом ребенка на посмешище, и ставили двойки. Итог: дети перестают петь, мой средний сын сбегал с этого урока и уводил за собой полкласса. Меня вызвали к директору, и когда я сказала, что мой ребенок прав, учителя испытали легкий шок. Двойки ставить перестали, появились четверки и даже пятерки. Думаю, Вы вспомните подобных примеров великое множество.
- Вывод: школа приучает детей быть «жертвами» на каждом шагу, родители зачастую это поддерживают, потому что их тоже так учили. Сама система оценок и сравнений изначально «убивает» гениев в зародыше.
- Привычка сожалеть о том, что Вы изменить в принципе не в силах. Примеры:
- Ваше поведение в прошлом. Вы не можете его изменить, это стало достоянием истории. Да, из этого можно и нужно извлекать уроки, можно попытаться скорректировать последствия, однако само прошлое не исправить. Бесконечное «пережевывание» прошлого, напоминания, горестные сожаления – очень опасная ловушка. Вы становитесь не только «жертвой», но и хорошей «пищей» для манипулирования.
- Погода. О, эти вечные страдания о неправильной погоде! Сегодня воскресение, с утра мы собирались выехать отдохнуть в лес, а дождь шел всю ночь и не собирается останавливаться! Что делать? Страдания бесполезны, поэтому я сел писать очередную статью. Вспомните, как часто Вы жаловались на погоду? Только не говорите, что этого не было! Какой вывод: проходят десятилетия и столетия, погода ведет себя так, как считает нужным, не обращая на наши расстройства ровно никакого внимания. Расстраиваться из-за погоды – реакция «жертвы».
- «Время бежит слишком быстро или слишком медленно». Да, время не стоит на месте, в сутках 24 часа и для королей, и для нищих. Какой смысл об этом переживать? Это не исправить.
- Возраст. Количество прожитых лет Вам не изменить. Можно и нужно следить за питанием и внешностью, но свой возраст необходимо принять как данность, жалобы на почтенный (или слишком молодой) возраст Вам не помогут.
- Мнение окружающих. Недавно прочитал высказывание: «Горе тому человеку, о котором все говорят хорошо!», — и рассмеялся. Удел живых людей – всегда кому-то нравиться, кому-то не нравиться. Можно и нужно контактировать с другими людьми, но не во вред себе и своим принципам. Мнение окружающих – одна из сильнейших форм манипулирования и превращения Вас в «жертву».
- Исторические события. Военные действия, парламентские дебаты, результаты выборов, поведение публичных людей, стихийные бедствия, социальные катастрофы… Как это ни отвратительно, человек остается агрессивным созданием, потому что не доверят своему разуму до конца. Другое дело, Вам не надо участвовать в военных действиях, но страдать по этому поводу бессмысленно. Вы можете изменить ход истории? Нет. Так что переживание о прошлом и о том, что не изменить это прямая дорога к «жертве». Остановите себя!
- Рост и другие физические данные. Это отличная площадка для манипулирования, она очень умело используется в обществе в целях управления массами. Речь идет о том, чем наделила Вас природа. Полюбить себя таким, какой есть, – величайшее искусство!
- Болезни других людей. Люди, в том числе Ваши знакомые, болели, и будут болеть, всегда. Теряя голову и излишне переживая по этому поводу, Вы повышаете вероятность собственных болезней. Конечно, делайте всё возможное, находитесь рядом, если необходимо. Все Ваши страдания и стенания по этому поводу вредят всем, в том числе и Вам самим.
- Природа такая, какая она есть. Примите как данность, что скалы твердые, вода в морях соленая, комары кусаются, летом бывают мухи, трава растет… Мне всегда любопытно слушать сокрушения садоводов по поводу того, что сорняки растут постоянно! Разве раньше такого не было?! Или после их переживаний сорняки перестали расти?
Примеры можно продолжить, но нужно ли? Их будет бесчисленное множество. Если хотите, добавляйте свои примеры в конце статьи, так Вам будет легче отслеживать свои дальнейшие мысли.
Чтобы стать успешным, вы должны трезво оценивать себя и свои возможности. Сокрушаясь по поводу того, что не изменить, – Вы сами превращаете, добровольно, себя в «жертву».
Кому это выгодно, чтобы Вы были «жертвой»? Как ни парадоксально – всем, даже Вам самим.
- «Жертва» не рвется к Успеху;
- «Жертвы» друг друга стягивают вниз;
- «Жертвы» общаются на одном языке, им тепло и уютно в самими же созданном болоте;
- «Жертвами» легко управлять, собирая их в кучку, при этом им внушают, что они — одна команда.
Вам нравится такая жизнь? Да? Не читайте больше мои статьи.
Нет, не нравится? В таком случае, Вам задание:
Упражнение:
- С сегодняшнего дня начинайте отслеживать любые мысли, а тем более, слова, которые Вас посещают на предмет «самокопания» в прошлом. Перестаньте поддерживать сокрушающие разговоры и беседы о том, что изменить бесполезно.
- «Свято место пусто не бывает». Если освободившееся поле Вы ничем не замените, Вы снова и снова будете продолжать делать то, что привыкли – переживать о прошлом.
Как заполняем освободившееся мысленное пространство?
- Сразу же задаем себе вопрос: «Какой урок я могу извлечь с пользой для себя из этого события?». Если урока нет – напрочь забываем об этом происшествии, и никогда больше не вспоминаем о нем. Если Вы чистите орехи, Вы же шелуху выбрасываете? Вы же не едите всё, что видите? Так и в событиях – не нужно мысленно «съедать» прошлое снова и снова, беспокоиться снова и снова о том, что не исправить.
Странно, не правда ли, что нас учат запоминать прошлое, но не учат забывать. А если бы мы жили тысячи лет? Столько переживаний нам бы не осилить! Поэтому и не живем тысячи лет. Все долгожители – принимают события как данность.
- Если урок есть? Отлично! Берем на вооружение, используем себе и окружающим во благо.
- Если считаете необходимым, — можно записывать извлеченные уроки, заведите специальный «Дневник наблюдений».
Итак, в этой статье мы рассмотрели один из принципов психологии успеха: перестать беспокоиться о том, что уже не вернуть. Выполняйте неукоснительно это простое упражнение, уже через несколько недель Вы будете замечать положительные перемены в Вашей жизни. Для удобства предлагаю Вам оставлять свои отзывы в конце статьи, таким образом Вы и другим поможете. У вас возникло сожаление о прошлом? Пишите там же!
Искренне желаю всем счастья!