Психологический анализ сказок
Делая психоанализ сказочных историй, мы должны признать, что не столь критично знать их происхождение — будь то мифы, закодированные обряды или исторические записи, важно то, что они оказывают психологическое воздействие на детей и взрослых сегодня. Сказка не могла бы пережить века и продолжать жить в различных культурах, если бы она не была насыщена значимым психологическим контентом. Ни одна влиятельная психологическая теория не обошла стороной возможность исследовать и интерпретировать их с психологической точки зрения.
Содержание:
Дидактическая сказка
Она прибегает к одному из наиболее элементарных методов — поведенческому, и рассматривает сказки как иллюстрацию различных видов поведения. Этот инструмент особенно актуален при обучении детей. Задача дидактической сказки заключается в передаче новой информации, развитии навыков, демонстрации значимости и применения этих знаний.
Рассмотрим, к примеру, сказки:
- «Репка». Её главная идея заключается в том, что при столкновении с сложным вызовом крайне важно обрести поддержку и помощь со стороны окружающих, чтобы объединить усилия, даже если каждый из них кажется незначительным. Важно не останавливаться на полпути, а продолжать стремиться к цели, несмотря на препятствия. Если первый раз не получилось — не отчаивайтесь, пробуйте еще раз, используя все имеющиеся ресурсы.
- «Колобок» — это урок о том, что легкомысленность и самонадеянность могут привести к неприятностям, и что для любой хитрости существует более изощренная.
- «Курочка Ряба» — это история о счастье, которое часто не в силах понять ребенок, и она содержит аллегорию жизни.
- «Теремок» учит нас ценности дружбы и гостеприимства, представляя модель взаимодействия с обществом и уважительного отношения друг к другу в трудные моменты.
- «Грибок-Теремок» подчеркивает важность совместных усилий, утверждая, что совместные действия делают жизнь легче и более радостной.
- «Морозко» и другие сказки с подобным сюжетом воспринимают отрицательные действия героев с отвращением и наказания как воплощение справедливости.
Сказки, происходящие из древних времен, где природа была полной жизни, и где растения, животные, предметы, чувства и взаимоотношения принимали человеческие черты. Несмотря на разнообразие сюжетов, сказки разных народов обычно имеют схожую структуру. Сказки отражают борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались на протяжении истории, затрагивают фундаментальные вопросы о старении, смерти и пределах нашего бытия, демонстрируя символические решения этих проблем.
Трансактный анализ
Тут акцентирует внимание на ролевых взаимоотношениях в сказочных историях, где каждый персонаж может быть метафорой для реального индивида, точнее, для определённой роли, которую человек может выполнять или даже использовать в качестве основы для своего жизненного пути. В жизни существуют три основные жизненные сценарии: победитель, проигравший и неудачник.
В сценарной терминологии неудачники часто остаются в своей роли даже при достижении успеха, но в случае неудачи склонны тянуть за собой окружающих. Победитель, или принц, или принцесса, является противоположностью. Проигравшие сценарии обычно предполагают тяжёлую работу, не ради победы, а для поддержания статус-кво, они всегда благодарны судьбе за всё, что ей пришлось им дать. Родители, как правило, желают своим детям счастливой жизни, но часто стремятся закрепить за ними тот сценарий, который они выбрали, и противостоят любым попыткам ребёнка изменить свою роль, стать принцессой или принцем.
Сценарий по Берну представляет собой планомерное развитие жизненного пути, начинающееся с детства и в большей степени находится под влиянием родителей. Оно часто осуществляется через введение ограничений и запретов, что может снизить адаптационные способности ребенка. В то же время, предоставление свободы выбора через разрешения способствует развитию самостоятельности. Однако, необходимо отличать эти разрешения от воспитания без ограничений. Ключевые разрешения включают в себя право любить, меняться, успешно решать задачи и принимать решения самостоятельно.
Медитативная история
Здесь происходит взаимодействие с архетипами Юнга и представляет персонажей сказочного мира как отдельные аспекты личности. В этой истории каждый персонаж является отражением какой-то части индивидуальности. Так, принц, символизирующий сознание, в поисках своей принцессы, которая воплощает женскую суть, натыкается на различные препятствия. К примеру, мудрый лесной старец-наставник и жестокий дракон, который олицетворяет бесхитростную агрессию. Эта история действует на уровне подсознания, разбудив забытый потенциал личности и помогая в выборе правильного пути. Процесс погружения в сказку приводит к метаморфозе: от маленького и незначительного к сильному и самодостаточному существу.
Истории о приключениях героев, их славные деяния, поиск таинственных артефактов в мире сказок, оригинальные умственные способности, проявляемые в трудных моментах, Юнг рассматривал как выражение Самости. Чтобы занять престол, необходимо взять под контроль собственную душу, что возможно лишь через достижение целостности. Человек не просто находит целостность, он укрепляет её, набирает мудрость и учится управлять своими мыслями.
Простой и мистический персонаж, в отличие от своих обыденных и невзрачных братьев, обладает уникальными способностями и умениями, необходимыми для спасения царства Души. Ему в помощь приходят магические силы, истоки которых уходят в бессознательное. Основной сутью сказок Юнг видел в процессе индивидуации, когда уже сформированное и обособившееся сознание возвращается к своему бессознательному корню, укрепляя их связи, расширяясь и открывая доступ к новым архетипическим образам и энергиям.
Психотерапевтические сказки
Это уникальный инструмент, который может включать в себя различные методы и техники. Такие сказки обладают особым влиянием и должны быть наполнены глубоким смыслом, изяществом и мудростью. В их сюжетах часто раскрываются вопросы самопознания, взаимоотношений с окружающим миром и с другими людьми.
Задачи, которые ставятся перед психотерапевтом и которые он решает с помощью сказки, могут быть самыми разнообразными, начиная от простого психологического утешения и заканчивая работой с психоэмоциональными травмами.
Сказки служат для передачи важной информации в увлекательной и метафорической форме. После прослушивания сказки необходимо провести обсуждение и разъяснение её смысла. Чаще всего применяются притчи и оригинальные сказки, которые позволяют заглянуть в глубины человеческой души и дают возможность для более глубокого и тонкого анализа.
Когда мы погружаемся в мир сказок, читая их нашим детям или внукам, мы не только обогащаем их воображение и расширяем словарный запас, но и вкладываем в их сознание ценности социальной жизни и основы бытия. Этот процесс не только формирует их личность, но и обогащает нас самих, читателей, наполняя наше внутреннее пространство. С помощью аллегорий и метафор, которые находят отражение на уровне подсознания, мы углубляемся в понимание текста, обретая новые озарения. Главная задача в интерпретации текста – не в открытии тайных намерений автора, а в выборе из множества возможных трактовок того смысла, который будет наиболее значим и удовлетворит наши личные потребности. Как иронично заметил Пушкин: «сказка – ложь, да в ней намёк! Добру молодцу урок!».